Памятка №1
Планируемые результаты
Помните и используйте при организации образовательного процесса!
Памятка №2
Характеристика универсальных учебных действий
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения образовательных учебных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся.
Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатовописывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом.
Иными словами, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета,- овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатовописывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом.
Иными словами, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета,- овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Почему именно универсальные учебные действия?
- Именно сформированные УУД обеспечивают умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Помните и используйте при организации образовательного процесса!
В структуре планируемых результатов по каждой предметной учебной программе выделяются следующие уровни описания.
- Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоке «Выпускник научится». Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Достижения этих результатов выносится на итоговую оценку. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для перехода на следующую ступень обучения.
- Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета.
Планируемые результаты, описывающие эту группу, приводятся в блоке «Выпускник получит возможность научиться». Уровень достижений результатов этой группы могут демонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Основные цели такого включения-предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовыми) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. Невыполнение обучающимися таких заданий не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Памятка №2
Характеристика универсальных учебных действий
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают, обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений:
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Памятка №3
Базовые технологии
- Технология дифференцированного обучения
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие интерактивные технологии
- Технология обучения в сотрудничестве
- Технология проблемного обучения
- Проблемно-поисковая технология (исследовательская)
- Технология развития критического мышления
- Технология проектного обучения
- Технология формирования УУД
- Технология развивающего обучения
- Проблемно-диалогическая технология
- Информационно-коммуникационные технологии
- Другие технологии
-Перечисленные технологии актуальны, так как предполагают развитие таких базовых качеств личности как мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
-Арсенал современных педагогических технологий для реализации ГОС НОО, который может быть использован учителем для создания учебных ситуаций на уроках, достаточно многообразен. И какие из них будут использоваться - в сфере компетентности самого учителя! Это является одним из условий реализации ГОС НОО!
Методика учебного предмета - часть дидактики, теория учебного предмета; исследует цель, отбор содержания, разные формы, методы, технологии обучения,контроль качества усвоения обучающимися учебного предмета.
-Деятельность выступает как условие развития у ребенка познавательных интересов.
-Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
I) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
II) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
III) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
I. Блок целеполагания
1. Тема урока.
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.
В нашем случае цель урока определяется:
- планируемым результатом урока:
- путями реализации этого плана
Целеполагаюший блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, вносим в технологическую карту урока предвосхищение в мышлении результата деятельности, его образ. Мы получаем ещё один компонент целеполагающего блока – планируемый результат.
3. Планируемый результат:
4. Личностноформирующая направленность урока.
Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формированияличностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждения, мировоззрения, направленности личности - всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
Например, уроки окружающего мира созданы для личностноформирующих
установок:
- живое как ценность;
- жизнь как ценность:
- системность живого мира: выпадает один вид - нарушается и погибает вся система (Красная книга);
- здоровье как ценность;
- человек как субъект жизни, а не как потребитель (например, нельзя нарвать букет полевых цветов);
- моральные качества: ответственность, бережливость, забота, трудолюбие, терпение;
- не природа существует во имя меня, а я - во имя природы срубил дерево - посади два.
Несправедливо будет обойти вниманием личностноформирующие возможности математики, которая «ум в порядок приводит», является попутчиком и источником формально-логического мышления. Не случайно старый князь Болконский обучал свою дочь Мари геометрии. Обратим внимание детей на общенаучное могущество математики как метода: согласно Марксу, наука только тогда становится наукой, когда начинает использовать математический аппарат исследования.
Мы обозначили только некоторые из личностноформирующих возможностей. Как глубок колодезь с влагой высочайшей нравственной чистоты, питающей ткань литературных произведений! Читайте, идентифицируйтесь! Науки гуманитарного цикла, экономические, географические, обучение труду, музыке, художественному творчеству — всё это ведёт ребёнка к смысложизненному «во имя».
II. Инструментальный блок
5. Задачи урока
Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то что. активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.)
Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик - учитель» придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос. «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:
- проверить…
- объяснить …
- повторить. ..
- научить…
- продемонстрировать..
- побудить к самостоятельному.и т.п.
Практически задачи урока есть основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.
Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
ОПЕРАЦИЯ - единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции введено А.Н. Леонтьевым.
6. Тип урока.
Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная; классический академический урок , нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование, и т. п.
Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока — учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Предлагаем примерную структуру этого раздела технологической карты урока.
7. Учебно-методический комплекс
1) Источники информации.
2) Оборудование.
3) Дидактическое сопровождение.
4) Материалы для познавательной деятельности ученика.
Назовём примерный перечень комплектующих каждого раздела.
1) Источники информации:
- программа дисциплины:
- план урока;
- литература для учителя,
- литература для учеников;
- учебники;
- сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;
- интернет-сайты;
- кинофильмы;
- видеозаписи;
- аудиозаписи;
- научная периодическая печать;
- массовая периодическая печать;
- учебные телефильмы и т. п
2) Оборудование:
- приборы;
- технические средства обучения;
- электронные средства обучения;
- технические средства обучения видео;
- телевидение;
- компьютеры;
- локальная сеть;
- магнитная доска;
- карты по истории, географии;
- препараты по биологии;
- реактивы по химии;
- демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.
3) Дидактическое сопровождение:
- проблемные вопросы;
- когнитивные и деятельностные установки;
- понятийный аппарат;
- таблицы;
- карты географические, исторические, контурные;
- рисунки;
- видеозаписи;
- аудиозаписи;
- фильмы;
- компьютерные материалы;
- индикаторы обратной связи и т.п.
4) Материалы для познавательной деятельности учеников:
- уровневые задания;
- карточки для самостоятельной работы;
- тексты контрольных самостоятельных работ;
- технологические карты лабораторных работ;
- инструкция по технике безопасности;
- задания для выполнения на уроке;
- задания для самопроверки;
- индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);
- другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников и т.п.)
В таблице-схеме «План урока» графы УМК предусмотрены отдельно для действий учителя и для действий учеников.
Особо необходимо сказать о когнитивно-деятельностных установках, которые даёт учитель.
Призывы «слушайте внимательно» лишены содержательной конкретности, не обозначают умственных действий, которые необходимо произвести ребёнку. Система познавательных установок и проблемных вопросов является той методической матрицей, которую Фрэнсис Бэкон называл фонарём, освещающим путь познания. Установки могут быть следующего свойства:
- если слушают объяснение то, что услышать;
- если смотрят учебный фильм то, что увидеть;
- если решается задача - следить за ходом решения учителя или ученика;
- зафиксировать аргументы, интересные места, новое для себя, не-продуктивные попытки решения и т.п.
Во время объяснения учителем нового материала не просто слушать, а выполнять установочные задания (устно или письменно). Письменно - более продуктивно.
Если тема урока предполагает усвоение новых терминов и понятий, то их включаем в перечень познавательных установок урока. Хорошо записать эти понятия на карточки (учащихся всегда есть готовые листочки для подобных заданий). «Блиц-перекличка», эстафета, составить кроссворд с этими понятия загадки, частушки, рифмы, занимательные вопросы, шутки и разные другие творческие мыслительные действия, способствующие интериоризации. В учебно-методический комплекс включаются материалы, содержащие эталоны оценивания знаний, соотнесённые с их соответствующим уровнем. Система оценивания должна быть прозрачной, понятной ученикам: она - один из ведущих стимулов учения, компас для определения азимута в индивидуальном образовательном маршруте, планка уровня притязаний. Таким образом, подготовительная работа проделана. Можно приступать к построению модели урока. Она находит своё осязаемое выражение в таблице-схеме, которая является собственно планом уpoкa. Теперь мы вправе выстраивать следующий элемент технологической карты урока.
III Организационно-деятельностный блок
8. План урока
Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, четко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.
Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников. Особое внимание необходимо обратить наличие в предлагаемой нами схеме графы «обратная связь». Порой этот компонент выносят на конечный этап урока. Но стрелка времени необратима. Не возвратишься и не восполнишь. Мы настаиваем на том, что каждый шаг урока должен быть оснащён способами обратной связи, информирующими учителя о степени продуктивности работы учеников. На каждом этапе урока учитель даёт задание, познавательные, деятельностные, личностноформирующие установки и предлагает сигнализировать о выполнении или невыполнении средствами обратной связи. В создании средств обратной связи устный ответ (поднять руку кто выполнил), записать в тетради (учитель пройдёт проверит), выборочный опрос, сплошной опрос и т.п. - до самых неожиданных изобретений учителя и самих учеников: ответить на вопрос, поставленный учителем сидящему рядом товарищу он же, в свою очередь, ответит партнёру, а затем поднимут установленного цвета карточку, информирующую учителя о правильности ответа. Индикатором обратной связи могут быть не только ответы учащихся, но и их вопросы: самоинициативные либо инициированные учителем. Вопросы к учителю, вопросы к одноклассникам, вопросы по тексту учебника, на которые можно найти в нем ответы и те, на которые в учебнике ответ не содержится (а это уже стимул к творческому поиску). И конечно, каждый учитель мечтает о том, чтобы в классе функционировала локальная компьютерная сеть, позволяющая осуществлять постоянное личное взаимодействие с учеником. Структура таблицы-схемы урока детализирована до действий учителя и учеников и операций, выполняемых ими. В каком виде и каким образом представлена ученику новая информация, как будет организовано обучающее взаимодействие учителя с учеником, чтобы ученик обрёл знание, какие действия нужно выполнить ученику, чтобы знания стали почвой для умений, как тренироваться в закреплении умений, чтобы, деятельностно преобразившись в операции, они стали навыками? Каждый шаг урока, обозначенный в таблице-схеме, дает ответ на эти вопросы. Мы не ставим перед собой задачу предложить универсальную схему универсального урока – любая унификация бесплодна, даже попытки великих и бессмертных философов Древней Греции найти единое первоначало всех вещей оказались лишь гипотизой позволившей искать иные основания мироздания. Бесплодность застывшей единообразной схемы в организации урока сегодня стала общим местом, педагогика ищет инновационные подходы.
Количество этапов урока определяется его задачами, оно не может быть заданным, постоянным.
Обратим внимание на субъектную симметричность таблицы-схемы: «действия учителя - действия учеников». Организация работы учеников носит вариативный характер:
- действия, которые выполняют все учащиеся;
- действия, которые на данном этапе урока выполняет группа учеников (например, лабораторный опыт);
- действия, которые на данном этапе урока выполняет отдельный ученик (например, работа по карточкам).
Каждое действие предполагает использование учителем и учениками элементов учебно-методического комплекса. В соответствующей графе таблицы-схемы (УМК) обозначается раздел учебно-методического комплекса и порядковый номер элемента - отдельно для учителя, отдельно для учащихся.
Обратим внимание на синхронизацию действий учителя и учеников, их волновой, симметричный характер: учитель-коммуникатор прямое воздействие учителя на учеников (реципиентов); учитель-реципиент обратной связи (диалогичность урока). Обмен информацией, таким образом, цикличен: имеет субъектно-завершённую форму: учитель - ученик - учитель. Завершена эта связь должна быть на каждом этапе. Вне этого условия учитель рискует оказаться в роли исполнителя монолога не «для» а в «присутствии». Поэтому мы настаиваем на рефлексивном завершении каждого этапа урока. Каждое новое действие на уроке возможно лишь при продуктивном итоге предшествующего. Система индикаторов обратной связи - авторское детище учителя, ее невозможно унифицировать и схематизировать. Некоторые из возможных элементов мы назвали выше. Важным представляется этап диагностики результатов урока при подведении eго итогов.
9. Диагностика результатов урока.
Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.
Обратим внимание на пункт 3: «Планируемый результат. Знания. Умения. Навыки».
На этапе диагностики результатов урока мы, таким образом, должны соотнести полученные результаты названным целеполагающим компонентом. Учитель-творец найдёт разнообразнейшие приёмы оперативной оценки знаний, умений и навыков, полученных учениками на уроке: это и опрос письменный, опрос устный, тестирование блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов и т. д. Между названным этапом и завершающим этапом урока - домашним заданием - должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика, следует то, что порой им не совсем любимо.
10. Домашнее задание.
В прошлое ушли скорописью написанные на доске под аккомпанемент пронзительного звонка с урока номер параграфа, перечень страниц и номера задач и заданий. Заявившая о себе значи мость самостоятельной работы в получении образования, как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, обнаружит себя в выполнении домашнего задания, где познавательное творчество ребёнка не обуздано взглядами учителя, движением хронометра и социальной ингибицией.
Домашнее задание логически определяется целью урока и результами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный.
Закрепление знаний, умений выработка навыков - таково предназначения домашнего задания в первую очередь
НАВЫК-действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык - автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи.
По определению, навык формируется лишь при многократном повторении и поддерживается, не угасает, будучи постоянно востребованным. Вот в чем ценность домашнего задания. И не только. Простор для творчества: оснащенный соответствующими установками учителя ученик становится первооткрывателем велосипеда, вечного двигателя, бессмертия, способов возвращения в прошлое, средства Макропулоса, шапки-невидимки, ковра-самолёта.
Домашнее задание судьбоносно. Познавательные установки которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:
I.Блок целеполагания.
1. Тема урока.
2. Цель урока.
3. Планируемый результат: знания, умения, навыки.
4. Личностноформирующая направленность урока.
5. Универсальные учебные действия.
II. Блок инструментальный.
6. Задачи урока.
7. Тип урока, базовая технология.
8. Учебно-методический комплекс.
III. Блок организационно-деятельностный.
9. Таблица-схема «План урока».
10. Диагностика результатов урока.
11. Домашнее задание.
-Арсенал современных педагогических технологий для реализации ГОС НОО, который может быть использован учителем для создания учебных ситуаций на уроках, достаточно многообразен. И какие из них будут использоваться - в сфере компетентности самого учителя! Это является одним из условий реализации ГОС НОО!
Методика учебного предмета - часть дидактики, теория учебного предмета; исследует цель, отбор содержания, разные формы, методы, технологии обучения,контроль качества усвоения обучающимися учебного предмета.
Памятка №4
Правильно используй понятия
- Учебная деятельность-деятельность по саморазвитию и самообразованию.
-Деятельность выступает как условие развития у ребенка познавательных интересов.
- Учебная ситуация-особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл взаимодействия учителя и учащихся.
-Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
- обнаруживают предмет своего действия;
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия (преобразуют его, например; переформулируют; предлагают свое написание и т.д.);
- частично заполняют.
- Учебный материал – (в том числе и в учебнике) выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ученик осваивает характерные для данной области способы действия, т. е приобретает некоторые способности.
Памятка №5
Технологическое конструирование учебного процесса
В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделитьблоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
I) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
II) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
III) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
I. Блок целеполагания
1. Тема урока.
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.
В нашем случае цель урока определяется:
- планируемым результатом урока:
- путями реализации этого плана
Целеполагаюший блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, вносим в технологическую карту урока предвосхищение в мышлении результата деятельности, его образ. Мы получаем ещё один компонент целеполагающего блока – планируемый результат.
3. Планируемый результат:
- ЗНАНИЯ
- УМЕНИЯ
- НАВЫКИ
4. Личностноформирующая направленность урока.
Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формированияличностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждения, мировоззрения, направленности личности - всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
Например, уроки окружающего мира созданы для личностноформирующих
установок:
- живое как ценность;
- жизнь как ценность:
- системность живого мира: выпадает один вид - нарушается и погибает вся система (Красная книга);
- здоровье как ценность;
- человек как субъект жизни, а не как потребитель (например, нельзя нарвать букет полевых цветов);
- моральные качества: ответственность, бережливость, забота, трудолюбие, терпение;
- не природа существует во имя меня, а я - во имя природы срубил дерево - посади два.
Несправедливо будет обойти вниманием личностноформирующие возможности математики, которая «ум в порядок приводит», является попутчиком и источником формально-логического мышления. Не случайно старый князь Болконский обучал свою дочь Мари геометрии. Обратим внимание детей на общенаучное могущество математики как метода: согласно Марксу, наука только тогда становится наукой, когда начинает использовать математический аппарат исследования.
Мы обозначили только некоторые из личностноформирующих возможностей. Как глубок колодезь с влагой высочайшей нравственной чистоты, питающей ткань литературных произведений! Читайте, идентифицируйтесь! Науки гуманитарного цикла, экономические, географические, обучение труду, музыке, художественному творчеству — всё это ведёт ребёнка к смысложизненному «во имя».
II. Инструментальный блок
5. Задачи урока
Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то что. активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.)
Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик - учитель» придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос. «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:
- проверить…
- объяснить …
- повторить. ..
- научить…
- продемонстрировать..
- побудить к самостоятельному.и т.п.
Практически задачи урока есть основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.
Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
ОПЕРАЦИЯ - единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции введено А.Н. Леонтьевым.
6. Тип урока.
Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная; классический академический урок , нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование, и т. п.
Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока — учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Предлагаем примерную структуру этого раздела технологической карты урока.
7. Учебно-методический комплекс
1) Источники информации.
2) Оборудование.
3) Дидактическое сопровождение.
4) Материалы для познавательной деятельности ученика.
Назовём примерный перечень комплектующих каждого раздела.
1) Источники информации:
- программа дисциплины:
- план урока;
- литература для учителя,
- литература для учеников;
- учебники;
- сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;
- интернет-сайты;
- кинофильмы;
- видеозаписи;
- аудиозаписи;
- научная периодическая печать;
- массовая периодическая печать;
- учебные телефильмы и т. п
2) Оборудование:
- приборы;
- технические средства обучения;
- электронные средства обучения;
- технические средства обучения видео;
- телевидение;
- компьютеры;
- локальная сеть;
- магнитная доска;
- карты по истории, географии;
- препараты по биологии;
- реактивы по химии;
- демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.
3) Дидактическое сопровождение:
- проблемные вопросы;
- когнитивные и деятельностные установки;
- понятийный аппарат;
- таблицы;
- карты географические, исторические, контурные;
- рисунки;
- видеозаписи;
- аудиозаписи;
- фильмы;
- компьютерные материалы;
- индикаторы обратной связи и т.п.
4) Материалы для познавательной деятельности учеников:
- уровневые задания;
- карточки для самостоятельной работы;
- тексты контрольных самостоятельных работ;
- технологические карты лабораторных работ;
- инструкция по технике безопасности;
- задания для выполнения на уроке;
- задания для самопроверки;
- индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);
- другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников и т.п.)
В таблице-схеме «План урока» графы УМК предусмотрены отдельно для действий учителя и для действий учеников.
Особо необходимо сказать о когнитивно-деятельностных установках, которые даёт учитель.
Призывы «слушайте внимательно» лишены содержательной конкретности, не обозначают умственных действий, которые необходимо произвести ребёнку. Система познавательных установок и проблемных вопросов является той методической матрицей, которую Фрэнсис Бэкон называл фонарём, освещающим путь познания. Установки могут быть следующего свойства:
- если слушают объяснение то, что услышать;
- если смотрят учебный фильм то, что увидеть;
- если решается задача - следить за ходом решения учителя или ученика;
- зафиксировать аргументы, интересные места, новое для себя, не-продуктивные попытки решения и т.п.
Во время объяснения учителем нового материала не просто слушать, а выполнять установочные задания (устно или письменно). Письменно - более продуктивно.
Если тема урока предполагает усвоение новых терминов и понятий, то их включаем в перечень познавательных установок урока. Хорошо записать эти понятия на карточки (учащихся всегда есть готовые листочки для подобных заданий). «Блиц-перекличка», эстафета, составить кроссворд с этими понятия загадки, частушки, рифмы, занимательные вопросы, шутки и разные другие творческие мыслительные действия, способствующие интериоризации. В учебно-методический комплекс включаются материалы, содержащие эталоны оценивания знаний, соотнесённые с их соответствующим уровнем. Система оценивания должна быть прозрачной, понятной ученикам: она - один из ведущих стимулов учения, компас для определения азимута в индивидуальном образовательном маршруте, планка уровня притязаний. Таким образом, подготовительная работа проделана. Можно приступать к построению модели урока. Она находит своё осязаемое выражение в таблице-схеме, которая является собственно планом уpoкa. Теперь мы вправе выстраивать следующий элемент технологической карты урока.
III Организационно-деятельностный блок
8. План урока
Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, четко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.
Таблица-схема « План урока»
Этапы урока | Продолжительность | Действия учителя | Мат. учебно-мет. комплекса | Весь класс | Матер. УМК | Группа учеников | Матер.УМК | Отдельные ученики | Матер УМК |
1. | …мин | Предъявляет содержание учебного материала, когнитивно-деятельностные установки | Какие средства УМК используется на данном этапе | Выполняют установки учителя (что конкретно) | Что использует | Выполняют установки учителя (что конкретно) | Что использует | Выполняют установки учителя (что конкретно) | Что использует |
Прием сигналов обратной сввязи о результате данного этапа урока | С помощью каких средств УМК | Сигнализируют о выполнении | Индикатор обратной связи | Сигнализируют о выполнении | Индикатор обратной связи | Сигнализируют о выполнении | Индикатор обратной связи | ||
2. | …мин | Предъявляет содержание учебного материала, когнитивно-деятельностные установки | Какие средства УМК используется на данном этапе | Выполняют установки учителя (что конкретно) | Что использует | Выполняют установки учителя (что конкретно) | Что использует | Выполняют установки учителя (что конкретно) | Что использует |
Количество этапов урока определяется его задачами, оно не может быть заданным, постоянным.
Обратим внимание на субъектную симметричность таблицы-схемы: «действия учителя - действия учеников». Организация работы учеников носит вариативный характер:
- действия, которые выполняют все учащиеся;
- действия, которые на данном этапе урока выполняет группа учеников (например, лабораторный опыт);
- действия, которые на данном этапе урока выполняет отдельный ученик (например, работа по карточкам).
Каждое действие предполагает использование учителем и учениками элементов учебно-методического комплекса. В соответствующей графе таблицы-схемы (УМК) обозначается раздел учебно-методического комплекса и порядковый номер элемента - отдельно для учителя, отдельно для учащихся.
Обратим внимание на синхронизацию действий учителя и учеников, их волновой, симметричный характер: учитель-коммуникатор прямое воздействие учителя на учеников (реципиентов); учитель-реципиент обратной связи (диалогичность урока). Обмен информацией, таким образом, цикличен: имеет субъектно-завершённую форму: учитель - ученик - учитель. Завершена эта связь должна быть на каждом этапе. Вне этого условия учитель рискует оказаться в роли исполнителя монолога не «для» а в «присутствии». Поэтому мы настаиваем на рефлексивном завершении каждого этапа урока. Каждое новое действие на уроке возможно лишь при продуктивном итоге предшествующего. Система индикаторов обратной связи - авторское детище учителя, ее невозможно унифицировать и схематизировать. Некоторые из возможных элементов мы назвали выше. Важным представляется этап диагностики результатов урока при подведении eго итогов.
9. Диагностика результатов урока.
Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.
Обратим внимание на пункт 3: «Планируемый результат. Знания. Умения. Навыки».
На этапе диагностики результатов урока мы, таким образом, должны соотнести полученные результаты названным целеполагающим компонентом. Учитель-творец найдёт разнообразнейшие приёмы оперативной оценки знаний, умений и навыков, полученных учениками на уроке: это и опрос письменный, опрос устный, тестирование блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов и т. д. Между названным этапом и завершающим этапом урока - домашним заданием - должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика, следует то, что порой им не совсем любимо.
10. Домашнее задание.
В прошлое ушли скорописью написанные на доске под аккомпанемент пронзительного звонка с урока номер параграфа, перечень страниц и номера задач и заданий. Заявившая о себе значи мость самостоятельной работы в получении образования, как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, обнаружит себя в выполнении домашнего задания, где познавательное творчество ребёнка не обуздано взглядами учителя, движением хронометра и социальной ингибицией.
Домашнее задание логически определяется целью урока и результами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный.
Закрепление знаний, умений выработка навыков - таково предназначения домашнего задания в первую очередь
НАВЫК-действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык - автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи.
По определению, навык формируется лишь при многократном повторении и поддерживается, не угасает, будучи постоянно востребованным. Вот в чем ценность домашнего задания. И не только. Простор для творчества: оснащенный соответствующими установками учителя ученик становится первооткрывателем велосипеда, вечного двигателя, бессмертия, способов возвращения в прошлое, средства Макропулоса, шапки-невидимки, ковра-самолёта.
Домашнее задание судьбоносно. Познавательные установки которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:
- на закрепление знаний;
- на углубление знаний;
- на развитие творческого уровня знаний;
- на выработку умений;
- на выработку и закрепления навыков;
- обязательный;
- углублённый;
- творческий
- что нужно выполнить;
- почему это нужно выполнить;
- как это выполнить;
- для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;
- какие могут быть сложности;
- что повторить;
- на что обратить внимание;
- какова будет следующая тема урока,
- кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).
I.Блок целеполагания.
1. Тема урока.
2. Цель урока.
3. Планируемый результат: знания, умения, навыки.
4. Личностноформирующая направленность урока.
5. Универсальные учебные действия.
II. Блок инструментальный.
6. Задачи урока.
7. Тип урока, базовая технология.
8. Учебно-методический комплекс.
III. Блок организационно-деятельностный.
9. Таблица-схема «План урока».
10. Диагностика результатов урока.
11. Домашнее задание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий